Дорога на тот свет... никто будто не знает, как она выглядит. Но 76 лет назад ее видели тысячи людей. Она вела в Бабий Яр - место, где у людей насильно отбирали жизни.
«Приказываю всем жидам города Киева и окрестностей собраться в понедельник 29 сентября 1941 ч. 8 утра при ул. Мельника - Доктеривской улиц (возле кладбища).
Все должны забрать с собой документы, деньги и ценные вещи, а также теплую одежду, белье и др.
Кто из жидов не выполнит этого распоряжения и будет найден в другом месте, будет расстрелян.
Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян».
Они все пришли утром - женщины и дети, старики и те, кто по разным причинам не смогли уйти на фронт. Но это был их последний путь. Тех, кто попадал за проволоку назад уже не выпускали. У людей забирали документы и ценные вещи. Выстроили в шеренги на склонах оврага и ... расстреливали ... Свинцовые пули впивались в тела людей, они падали вниз и последнее, что чувствовали в жизни - страх, который нельзя передать словами. Тех, кто выжил, добивали в яме. После нескольких таких расстрелов тела присыпали землей, чтобы снова сбрасывать туда новые. Бабий Яр тогда, казалось, был бездонным - тысячи тел падали в него, как в черную дыру. Чтобы заглушить крики людей, которые все понимали, убийцы громко включали музыку, а над оврагом непрерывно кружил самолет.
За 2 дня 29 и 30 сентября 1941 были убиты 33771 человека (и это не считая детей до трех лет, которых тоже расстреливали, но не считали). Всего с 29 сентября по 11 октября 1941 эсэсовцы расстреляли почти все еврейское население города - более 50 000 мужчин, женщин, детей. В овраге убивали не только евреев - узников Сырецкого концлагеря, заложников, приговоренных к смерти подпольщиков и украинских патриотов, цыган. Всего за период оккупации по разным оценкам здесь было уничтожено от 70 до 200 000 человек. Старейшей жертвой трагедии стала 103-летняя женщина, молодой - трехдневная девочка.
Некоторым все же удалось выжить. Но эта цифра мизерная - 29 человек. Среди спасенных была и тридцатилетняя актриса кукольного театра Дина Мироновна Проничева (Дина Мироновна Вассерман). Она рассказывала об увиденном так: «Перед моими глазами людей раздевали, били, они истерически смеялись, видимо, сходили с ума, становились за несколько минут седыми. Младенцев вырывали у матерей и бросали вверх через какую-то песчаную стену, всех голых выстраивали по два-три человека и вели на какое-то возвышение к песчаной стене, в которой были прорези. Туда люди входили и не возвращались».
Масштаб преступления, совершенного здесь, осознать очень сложно, настолько он гигантский. В советское время о страшном событии предпочитали молчать. Чтобы избавиться от воспоминаний об ужасах, власти решили избавиться от самого оврага! Туда закачали глину из расположенного неподалеку кирпичного завода, а на его месте устроили парк аттракционов. Но в 1961 дамба, которая сдерживала глину, не выдержала. Лавина из грязи в сотни тысяч кубометров, высотой до 14 метров бурным потоком пошла на Куреневку и унесла жизни десятков людей - работников депо, пациентов и персонал Киевской городской клинической психоневрологической больницы № 1 имени академика И.П. Павлова, жителей района. По официальным данным погибло 145 человек. По неофициальным - полторы тысячи. Так одна трагедия потянула за собой вторую из-за молчания.
Тишину вокруг трагедии Бабьего Яра одними из первых подняли писатели Виктор Некрасов, Анатолий Кузнецов, а также диссидент Иван Дзюба, который именно в этот день 1966 выступил с речью перед участниками скорбной церемонии, назвав Бабий Яр "общей трагедией еврейского и украинского народов».
Время идет и стирает те страшные детали, тот невероятных ужас, с которым ассоциируется трагедия Бабьего Яра. Мы не имеем права забыть это. Мы не имеем права допустить повторения подобных преступлений. Эта страшная страница совместной украино-еврейской истории напоминает, что свобода одного человека может занять тысячи жизней. Но когда тысячи людей собираются вокруг друг друга - нет тех, кого они не смогут побороть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий