среда, 17 мая 2017 г.

Друзья!



Друзья! 10 лет назад в этот день умер выдающийся украинский авиаконструктор, Герой Украины Петр Балабуев. При его участии и под его руководством были построены различные самолеты, в том числе крупнейший в мире Ан-225 «Мрия», великан Ан-124 «Руслан» и Ан-22 «Антей».

Петр Васильевич родился 23 мая 1931 на хуторе Валуйск на Луганщине. Уже в 11 лет он стал главой семьи. Его отец Василий Балабуев был партизаном, его поймали и расстреляли фашисты. Тогда Петр Васильевич научился заботиться о всей семье - матери и двух сестрах. Именно заботливость будет одной из черт, которую будут вспоминать его родные и коллеги все время.

Впервые самолет маленький Петр увидел сразу после войны. Летательный аппарат настолько поразил его, это было что-то неземное. Это была любовь с первого взгляда. Впрочем, когда пришло время выбирать, куда поступать, Петр колебался. Думал не замахиваться на что-то большое - стать геологом. Но подал документы и в Харьковской авиационный институт. И поступил.

Впрочем, гуманитарные предметы давались Балабуеву трудно. Он пропускал такие занятия, а в свободное время работал грузчиком на вокзале, чтобы иметь возможность выжить. Жил Петр Васильевич прямо в одной из аудиторий вуза, вместе с 19 другими студентами. Жизнь была трудной, но своих друзей из школы и института Балабуев никогда не забывал.

С женой Раисой Петр Васильевич познакомился в институте. Во время учебы они дружили, ходили на прогулки. Затем весь выпуск приехал работать на завод к Антонова. Там уже не было времени на ухаживания - одна сплошная работа. Но несмотря на то, что за Раисой ухаживали другие рабочие, она все же любила именно Петра. Прошло время и они поженились. Свадьба была бедной, не было даже без колец, но женщина красовалась в белом платье, которое сама сшила для себя. Впоследствии у пары появилась дочь.

Сначала Петр Васильевич работал на заводе инженером-конструктором, затем - начальником сборочной мастерской, цеха. В 1961 Балабуева назначили заместителем главного конструктора и начальником филиала ОКБ на серийном заводе в Ташкенте в период запуска в серию крупнейшего в мире на то время транспортного самолета Ан-22 «Антей». Его в 1965 Балабуев повез на авиасалон Ле Бурже во Францию. Там случился интересный случай - самолету не разрешали посадку. Его отправили сначала на второй круг, потом на третий ... экипаж не мог понять, в чем дело, а внизу собралась целая толпа людей. Оказалось, это дирекция Ле Бурже решила не затягивать и сразу продемонстрировать зрителям первый широкофюзеляжный самолет.

Как генеральный конструктор Балабуев дал путевку в жизнь самолету Ан-225 «Мрия», которым до сих пор гордится вся Украина. Петр Васильевич рассказывал другую историю, которая произошла на международном авиасалоне Ле Бурже. В 1989 году туда прилетела «Мрия», еще и с космическим кораблем «Буран» на «спине». Тогда главный конструктор фирмы «Боинг» ошалел, мол, этот великан еще и летает? На что Балабуев отвечал, шутя: «Нет, мы на поезде сюда самолет привезли». Тогда представитель «Боинга» бросил шляпу под ноги и поклонился «Мрие».

Петр Васильевич был человеком с большой буквы. Когда Олег Константинович Антонов умер в 1984 году, именно он возглавил АНТК и продолжил его дело. Про Балабуева говорили его поступки - он знал каждого, кто работал на заводе, ходил по цехам, чтобы видеть людей. Если они работали сверхурочно - следил за тем, чтобы работников кормили бутербродами, кофе. Однажды во время командировки в Африку тяжелой болезнью заболел один из авиатехников. Тогда Балабуев отправил за ним рабочий самолет, который доставил мужчину на лечение в Англию.

К сожалению, этот замечательный человек с добрым сердцем не дожил всего несколько дней до своего 76-летия. Он умер 17 мая 2007 в Киеве. Мне кажется, такие люди, как Петр Балабуев - это пример для всех нас. Потому что он совмещал талант, веру в свое дело, трудолюбие и человечность - именно те качества, которые делают людей великими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий