среда, 22 марта 2017 г.

Друзья!


Сегодня действительно знаменательный день - 175 лет назад родился Николай Лысенко - непревзойденный украинский композитор, основатель украинской классической музыки.

Он автор таких непревзойденных шедевров, как оперы «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», музыка гимнов «Молитва за Украину» и «Вечный революционер».

Николай Витальевич родился в 1842 в селе Гриньки Полтавской губернии в семье дворянина Виталия Лысенко. Мать Николая закончила институт благородных девиц, прекрасно говорила по-французски, именно она научила сына играть на фортепиано. Учился парень сначала во 2-ой Харьковской гимназии - месте привилегированном. Николай не прекращал увлекаться музыкой и все свободное время посвящал тому, чтобы совершенствовать навыки игры на фортепиано. Вскоре он стал известным в городе пианистом, его приглашали играть на различных мероприятиях. Парень уже тогда мог не только мастерски выполнять классику, но и импровизировать на темы украинских народных песен.

После гимназии он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, но через год из-за материальных затруднений семья переехала в Киев, поэтому Николай перевелся в Киевский университет. Во время учебы Лысенко увлекся атмосферой патриотизма, царившей в вузе. Он интересовался всем украинским, был частью объединения «Киевская Громада». А еще - именно в студенческие годы возглавил свой первый хор. Николай окончил университет в 1864 году, защитил диссертацию "О половом размножении нитчатых водорослей". Уже как кандидат естественных наук он занял должность помощника мирового посредника в Таращанском уезде. И отработав год понял, что это - не его призвание. Поэтому вернулся в Киев и стал учителем музыки.

Позже Николай Лысенко учился в консерваториях Лейпцига и Петербурга. Несмотря на то, что он много учился, пытался погрузиться во все, что помогло бы его развитию, Лысенко был активным пропагандистом украинства в Европе. Неудивительно, что прошло совсем немного времени, и 28 декабря 1867 в Праге Николай Лысенко сыграл чрезвычайно успешный концерт. Главной «изюминкой» вечера стали именно украинские песни в авторских аранжировках Лысенко.

Через год Николая Витальевича ожидало другое важное событие - женитьба. Ольга О'Коннор была дочерью помещиков шотландско-французского происхождения. Они жили неподалеку, много переписывались, пока Лысенко был на учебе, а во время его визита летом домой - обвенчались. Он забрал ее с собой в Лейпциг, потом - в Петербург. Вместе супруги прожили 12 лет, но родить детей - не удавалось. Поэтому в конце они расстались, хотя и неофициально. Считается, что романс "Когда расстаются двое" Лысенко посвятил именно своей первой жене.

Несмотря на то, что композитор мог остаться работать за рубежом и стать звездой там, потому что музыкальный мир в Украине был менее развит, Николай Лысенко вернулся домой. В 1880 он начал писать одно из своих важнейших произведений - оперу «Тарас Бульба». Николай Римский-Корсаков и Петр Чайковский считали, что она более чем достойна и должна быть представлена ​​на императорской сцене, но при одном условии - "это должно быть, разумеется, на русском языке". Лысенко не захотел и так и не увидел премьеру собственными глазами. Он даже не закончил оркестровки произведения, и его все же поставили - через 44 года после написания.

Музой для дальнейшего творчества Лысенко стала его вторая жена - Ольга Липская. Она хотела поступить в консерваторию и стремилась научиться игре на фортепиано. Но вместо этого - нашла любовь. Николай и Ольга стали жить вместе, она родила ему пятерых детей. Умерла в 1900-м году при рождении последнего - Тараса. Лысенко трудно было даже усыновить своих же детей. Поскольку они были невенчанные, потомки считались незаконными. И первая жена приложила все усилия, чтобы Николай конце смог получить все права.

В 1904 году Лысенко открыл в Киеве Музыкально-драматическую школу, а в 1908 году основал и возглавил «Украинский клуб». Он был не только русскоязычным композитором №1, лоббистом украинской культуры в мире, но и лее центральной фигурой. Его гостями были Иван Франко, Леся Украинка, Михаил Коцюбинский, Николай Садовский и другие. Больше всего Николай Лысенко и его творчество страдали от цензуры. «Надо Вам знать, что цензура ... с новым царствования стала бешеной и лютой, как никогда ранее. Уже дошло до того, что запрещаются обычные сборники бытовых песен, чтобы и звука не было украинского. Они стремятся к полному уничтожению слова, звука, всего, что только имеет дух украинский », - писал он.

Умер Николай Лысенко 24 октября 1912. На дворе была осень, он проснулся, собирался идти в Музыкально-драматическую школу, и вдруг случился сердечный приступ. Через полчаса Николай Витальевич умер. Хоронили маэстро только через пять дней - столько собирались его родные и друзья. Великого украинского композитора в последний путь провожали тысячи людей. Время прошло, но и сейчас в сердцах всех украинцев его имя и творчество - известные, любимые и уважаемые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий