воскресенье, 2 июля 2017 г.

Друзья!




Друзья! Сегодня день памяти Михаила Драгоманова. Выдающийся украинский публицист, историк и общественный деятель умер в городе София от разрыва аорты. Ему было всего 53 года. «Подавленное состояние духа в значительной степени увеличивается от осознания печального положения дел в Украине», - говорила о настроениях последних дней своего дяди великая Леся Украинка.

Родился Михаил Драгоманов 18 сентября 1841 в городе Гадяч на Полтавщине. Его родители были людьми образованными, поэтому делали все, чтобы сын развивался интеллектуально. Отец писал стихи, как юрист помогал местным казакам и крестьянам. У Михаила были братья Иван и Александр и сестру Ольгу (Олена Пчилка).

В 1849-1853 Драгоманов учился в Гадяцком уездном училище, где, среди других дисциплин, выделял историю, географию, языки, увлекался античным миром. Впоследствии учился в Полтавской гимназии, но был исключен из последнего класса «за дерзость». Осенью 1859 года Михаил поступил на историко-филологический факультет Киевского университета Святого Владимира. Он погрузился в общественную и политическую жизнь, открывал для себя много нового. Одной из главных вех становления Драгоманова как политического и общественного деятеля стало его выступление над гробом Шевченко в Киеве, когда прах великого Кобзаря перевозили к Чернечей горе.

После окончания учебы Михаил остался при кафедре всеобщей истории. Через два года он защитил диссертацию «Император Тиберий» и стал преподавателем в университете. Читал лекции по общей и древней истории. Удерживал большую семью, платил за обучение брата Александра и сестры Ольги. Деньги на это зарабатывал лекциями в гимназии, газетной и журнальной работой.

Несмотря на свои слишком дальновидные мысли, Драгоманов был нежелательным для всех: русские считали его мазеповцем, а свои наоборот - обрусителем. Он был основателем украинского социализма и говорил об этом так: «Мой идеал - социализм западноевропейской школы, а не русский нигилизм с его антикультуростью и националистическим самоослеплением». Он ругал одних за москвофильство, другие - за москвофобию. Но Драгоманова уважали даже те, кто открыто вступал с ним в споры. Например, Иван Франко посвятил ему свой перевод «Фауста» со словами: «Драгоманов для нас является чем-то большим, как заслуженным человеком. Мы в нем уважаем друга, учителя, проводника. Голос его для нас был голосом совести».

В 1863 Михаил стал членом общества «Громада», объединения, задачей которого было пробуждение сознания национальной интеллигенции к познанию украинской истории, культуры, народного быта и права. В 1870 году Киевский университет отправил Драгоманова в командировку за границу на несколько лет. Он вернулся полный сил и решимости менять свое государство. Но на украинское возрождение снова наступили - общественных деятелей ожидали страшные притеснения. Поэтому осенью 1875 Драгоманов был вынужден эмигрировать в Вену. Там он тоже не сидел сложа руки, создал в Женеве общественно-политический сборник «Громада». Его главной темой было предоставление материалов для изучения Украины и ее народа, его духовных начинаний и стремления к свободе и равенству среди мирового сообщества.

В 1878 году на Парижском литературном конгрессе Михаил Драгоманов зачитал доклад La littérature oukrainienne proscrite par le gouvernement russe ( «Украинская литература, запрещенная российским правительством»), в которой резко осудил Эмский указ и выступил в защиту украинского языка и культуры. Экземпляры докладе получили Виктор Гюго и Карл Маркс. Прочитав его, Карл Маркс подчеркнул в тексте такие слова: «Тарас Шевченко - сын народа в полном смысле этого слова. Больше, чем кто другой, он заслуживает титул народного поэта».

Последние годы своей жизни Михаил Петрович жил в Софии. Туда его пригласило правительство Болгарии, предложило быть преподавателем на кафедре истории в Высшем училище - будущем Софийском университете. Лекции Драгоманов читал на болгарском. Российское правительство не раз обращалось к болгарам с просьбой отказаться от услуг украинца, но те игнорировали подобные нападки. Болгары охотно предоставили бы Драгоманову даже гражданство, но он не хотел, так как считал, что это помешает вернуться домой, хотя бы после смерти. В одном из последних писем будто предчувствовал: «Неужели я умру, не увидев украинского неба, печальных ив над водой?».

К сожалению, так и произошло. 2 июля 1895 Драгоманов умер. Он уже три года болел аневризмой аорты. Студенты несли позолоченную оловянный гроб, покрытый цветами, под ливнем с градом. Слова, которые считаются его завещанем, такие: «Только тогда, когда мы покажем свою силу хоть на части своей земли, обратит на нас внимание и Европа. Наивно ждать, чтобы массы людей, даже самых гуманных, беспокоился за других только потому, что их бьют. Мало разве кого бьют на земном шаре ?! Люди интересуются конечно только теми, ктоотбивается, и таким только и помогают ». Кажется, он мог видеть на века вперед.

Комментариев нет:

Отправить комментарий